ВСЕРОССИЙСКИЙ ЕЖЕГОДНЫЙ 

КОНКУРС «Я ЧИТАТЕЛЬ!»

Подводим итоги конкурса 2023

Номинации конкурса ежегодно обновляются. Мы никогда не исключаем традиционные номинации, неизменно вызывающие интерес у юных читателей, но пытаемся осторожно вводить новые (так у нас, например, появилась «Книжная игра»). Но в какую бы номинацию ни готовили дети конкурсную работу, она обязательно должна была быть связанной с чтением и книгой. 

Номинация «Книжный старт» придумывалась специально для дошколят. И несколько интересных работ в этой номинации появилось: Жигалов Мирон из Перми – один из самых маленьких наших участников, двухлетний малыш, он осознанно держит книжку, узнает ее, рассказывает, будто читает: «Ехали медведи на велосипеде…». А в другой конкурсной работе мы видим, как девочка Лида читает мальчику Роберту тактильную книжку, а потом мальчик с помощью «Волшебного карандаша» читает сам. Были в этой номинации и работы конкурсантов повзрослее, они знакомили с индивидуальным опытом приобщения детей к чтению.

Номинация «Здесь живут книги» предполагала рассказ о библиотеке (семейной, школьной, городской и т.д.). Особенно запомнились жюри работа новокузнечанки Медведевой Киры (девочка построила работу, как интервью с библиотекарем), потрясающий рассказ Сергеевой Таисии (из г. Владимира) о квартире, где живут сейчас только книги, пережившие своих главных читателей. Эти книги показаны через восприятие нового поколения читателей. Воспитанники группы «Улыбка» из города Коврова провели экскурсию по библиотеке своего микрорайона, а Артёменко Виктория из Коломны предложила рассказ о чтении и библиотеке в стихотворении.

Одной из самых интересных стала номинация «Я тоже писатель!», на суд жюри были представлены 33 работы юных писателей.

Трудно было определить победителей, так понравились многие работы! Интересна коллективная творческая работа воспитанников старшей группы из города Россоши «Маленькие поэты». Дети подбирали рифмы, так получались детские стихи. Для каждого такого стихотворения придуман свой чудесный рисунок. Понравились жюри сказка Ганиной Милены «Отважная морковка»с экологическим подтекстом, стихотворение Толстовой Софьи про валенки, оно оформлено в книжку в форме валенок (в стихотворении описан весь процесс их изготовления), коллективная работа «Познавательные сказки о животных Сибири» дошкольников из г. Северска. Работа хорошо оформлена, сказки любопытные. Вот так отличились дошколята – писатели.

Младшие школьники тоже оказались хорошими писателями. Карпов Глеб сочинил четыре познавательные сказки о тучке, ветерке, снежинке и даже … о здоровье. Целый сборник сказок получился.

Батманова Ульяна предложила нам почитать мини-стихотворения с иллюстрациями, некоторые из них так похожи на японские хокку. Зыкова Евгенияпредставила в презентации разные маленькие стихотворения, сама их проиллюстрировала. А еще рассказала, как стала писать стихи. Драль Аглая изумительно представила свое стихотворение «Космос», такое доброе и замечательное!Конкурсные работы ребят постарше никого из жюри не оставили равнодушным. Осипова Альбина (эта девочка участвует в нашем конкурсе уже несколько лет!) предложила почитать очень добрые «Банные сказки» (целый сборник), Соломенникова Виктория в рассказе «Экскурсия» поведала добрую историю про Манечку и белую медведицу Забаву. Трогательную историю медвежонка Миши Пушкина и его хозяйки Кати глазами самого медвежонка (его нельзя назвать просто игрушкой) представила Екатерина Ружа(эта девочка тоже участвует в конкурсе не первый год!).

Мария Балашова сочинила художественный рассказ «Лабиринты времени и пространства». Сюжет развивается динамично, читать было интересно. Васильев Александр – автор ажурного стихотворения «Зимний Кузбасс», Шалимова Анна предложила чудесный рассказ «Пять, четыре, три, два, один!» о Вовке Пуговкине, ученике 6 «В» класса. Дворцова Ольга вовлекла нас в рассказ о том, как дети спасли Андрея Боголюбского (рассказ «Великое спасение»). Тинина Аннанаписала стихотворение «А вдруг это сон», такое легкое, но наполненное серьёзными мыслями. Литвин Эвелина – уже настоящая детская писательница, она представила книжку стихов для детей, прямо как настоящую!

Наших конкурсантов – юных писателей поддержали ребята, приславшие работы в номинацию«Продолжение следует…».

Оказалось, что дети с удовольствием читают классику и даже смело придумывают продолжения классических историй. Мы услышали «Новые приключения Бременских музыкантов». Воспитанники группы «Знайки» продемонстрировали коллективное чтение, сочинение историй, создание иллюстраций, рассказали историю появления самодельной книги. Зайцев Максим предложил продолжение «Дубровского»: мы увидели интересные повороты сюжета, попытку следовать стилистике времени. Сизонова Екатерина написала продолжение к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», большой текст о похищении Оксаны чертом: неожиданно, занимательно.

Номинация «Книжный совет» собрала самые интересные рекомендации наших конкурсантов (36 работ). Дошкольницы Булгакова Анастасия и Силич Мария очень эмоционально, разыгрывая ситуации, порекомендовали читателям книгу Чижевской о гномах, а Минченко Максим рассказал о книге «Невероятные акулы» (закадровый голос заинтересованный, книга представлена интересно).

Панина Анастасия очень интересно построила рассказ про книжку об Электронике через личное отношение, сравнение того, что описано в книге, с современным миром. Чайковская Виталина ярко посоветовала читать «Денискины рассказы». Тинин Михаил увлекательно представил «Приключения Эмиля из Лённеберги»: загадочный чемоданчик, а там что-то, связанное с книгами. Есть там и мятные конфеты. Зачем там они?

Ежова Олеся посоветовала читать «Волшебника изумрудного города» и даже спела. Здорово! Рубчинская Алиса рассказала о мордовских народных сказках. Серьезно и научно. Бабкова Юлия и Пичугин Егор предложили интересный подробный рассказ о книге Даниэля Пеннака «Глаз волка». Потрясающий сюжет создала Фадеева Мария о книге М. Петросян «Дом, в котором»… Интересно, таинственно, хочется почитать. Сергеев Мирон рассказал о книге современной писательницы Елены Шолоховой «Ниже бездны, выше облаков». За ссылку на фильм спасибо, мы посмотрели. Вам тоже советуем!
Хотим рассказать о настоящих творческих коллективах, чьи работы мы с особым интересом смотрели всем составом жюри. Ребята – семиклассники из Нижнего Новгорода разыграли целые фильмы о книгах, которые захотели посоветовать почитать.

Буктрейлеры семиклассников из п. Калиново Свердловской области - настоящие спектакли! А еще один творческий коллектив – ребята из литературной мастерской «Восхождение» из. г. Иркутска, они подготовили целые выступления с художественным чтением. В наше время трудно объединить подростков чтением, а это смогли сделать руководители этих творческих коллективов: Калачева Любовь Александровна, Иванова Наталья Ивановна, Перетыкина Анжелика Сафиулловна.

Номинация «Читатель – исследователь» традиционна в нашем конкурсе. 

В этом году особенно интересные исследовательские проекты представили Тимашева Мария(«Произведения А. Гайдара «Тимур и его команда» как способ распространения волонтёрского движения от советских времён до наших дней»), Николаева Софья («Образ кота в народных сказках»), Краснов Дмитрий и Тимащук Иван (Видеодоклад о певце русской природы М.М. Пришвине), Паромонов Егор («Путешествие по 37 параллели (по Жюль Верну)»), Берендеева Вера («Михаил Степанович Знаменский: художник и писатель»), Тронин Иван («Лэпбук «Путешествие с героями романа «Дети капитана Гранта»). Отличились в этой номинации и дошкольники Бродовикова Марьяна и Габидуллин Данил, представившие интересную работу о П.П. Бажове.


«Книжная игра» объединила авторов всевозможных ходилок и бродилок, составленных на литературном материале. Больше других жюри понравились набор игр Сальникова Егора по книге Э.Успенского «Гарантийные человечки» (сам нарисовал, сам продумал игры), игра Попова Антона по мотивам сказки К. Чуковского «Аиболит» (усложненная бродилка с разным цветом полей, условиями), игра - ходилка Никонова Савелия по мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане…», усложненная загадками и вопросами.

Номинация «Мой книжный мир» познакомила нас с Пчёлкиной Екатериной и ее книжными интересами (малышка в форме интервью (мама спрашивает) отвечает на вопросы о чтении, показывает книги), Соломенниковой Александрой (девочка приходит в библиотеку, это сказочный мир, ее встречают сказочные герои, она уходит со сказками). Первоклассники из г. Иркутска просто и оригинально представили мир сказок. Ларина Анастасия рассказывает о том, кто помог сформировать интерес к книжному миру. Оказывается, интерес к книгам - от прадедушки, сельского библиотекаря Николая Капотина. В работе есть интересные исторические данные. Осипова Альбина устраивает буклуки для книг, отвечает на вопросы: как читает, что читает…

Интересные работы были представлены в номинации «Читаем всей семьей!» Поликарпова Алиса трогательно поведала о чтении в фотографиях, они сопровождается словами малышки (читайте в самолете, на даче, в кафе). Мама Дрогина Валерия, про профессии воспитатель, рассказывает о своих читающих детях: читают двое старших, читает малыш Валера (3 года), демонстрируется процесс чтения. Малыш читает хорошо! Беляева Алиса показала, как технология «Сторисек» объединила всю семью, собравшую «Коробку историй» по сказке Х.К. Андерсена «Русалочка». А как нам понравились семьи дошколят, родители по цепочке прочитали своим детям перед сном «Мойдодыра». Здорово! Впечатлил жюри и рассказ Сулим Екатерины о книгах по истории, о правителях России, которые читают в семье все.

«Читаем всем классом!» - тоже традиционная номинация.
Воспитанники детского сада г. Волгограда и воспитанники «Станично-Луганского ясли-сада «Сказка» организовали акцию «Любимые книжки»: дети детских садов рассказали друг другу любимые стихи. Идея замечательная!
Весь второй класс из города Прокопьевска прочитал «Федорино горе» К.И. Чуковского: и по цепочке, и парами, и хором все вместе. С удовольствием послушали! Творческий коллектив школьников из Братска (Покулько Виктория, Софьянникова Милена, Филатов Андрей, Гребенникова Ангелина, Новикова Дарья) интересно поставили проблему нечтения детей. А потом предложили видеообзор разных дел, привлекающих современных детей к чтению. 

В самые творческие номинации конкурса («Литературная палитра», «Моя обложка для книги» и «Книжная композиция») было прислано много работ юных читателей и художников. Работы очень разные, выполненные в разных техниках. Самое главное, что оценивало жюри в работах детей, - степень самостоятельности ребенка при выполнении работы, оригинальность в осмыслении литературной темы средствами других искусств. В нашей галерее представлены образцы лучших работ. Обо всех рассказать просто невозможно, предлагаем выборочно посмотреть.

Отметим номинацию «Художественное чтение»(106 работ): были представлены записи выступлений в разных жанрах, реализованы разные творческие подходы к интерпретации художественных произведений. Покорили членов жюри свои творческим обаянием малышка Сайфуллина Ралина, детский творческий коллектив из Усть-Лабинского района показал нам целый спектакль. Также особо были отмечены выступления Шабалина Матвея, Белявцева Ивана, Демидовой Виктории, Сигорской Таисии, Кузбарского Максима, Лютова Семёна.

Отметим лучшие работы в номинации для педагогов.
Муртазина Гульнара Раисовна, педагог - музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №1 с. Кармаскалы представила музыкально-литературную игру для детей старшего дошкольного возраста «Узнай песню из сказок». 

Данцева Ирина Ивановна, Иващенко Елена Николаевна,, музыкальные руководители разных детских садов г. Россоши, собрали сборник «Бабушкины сказки»: это сказки, иллюстрированные авторскими фотографиями, сделанными во время прогулок с детьми, сюжеты некоторых они и подсказали.Власова Татьяна Михайловна,, воспитатель МБДОУ №26 г. Сыктывкара представила интересную визитку (дочь рассказала в стихах – о маме и традициях чтения в семье) также в работе описан опыт ознакомления детей 3-4 лет с потешками в кружке «Говорушка». Живая работа, настоящая.
Артемьева Яна Владиславовна, заместитель заведующего МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми рассказала о реализации краевого проекта «Читаем ВМЕСТЕ» по возрождению традиций семейного чтения. «Лайфхаки для детей» - интересная форма представления опыта.

Коллективная работа педагогов МКДОУ детский сад № 19 Центр развития ребенка г. Россоши интересно представила опыт приобщения детей к чтению. Новое – наличие своего информационного центра в детском саду, своя (почти настоящая) типография!
Джулай Татьяна Владимировна, Суховецкая Анна Павловна из МБДОУ детский сад №31 Каневского района Краснодарского края поведали о социальной акции «Познакомь со своей книгой». Коллеги выбрали технологию буктрейлера, педагоги снимали для образца, семьи создавали свои. Есть в работе QR-коды для просмотра созданных буктрейлеров.
Коллективная работа педагогов МБДОУ № 55 г. Коврова (под руководством Холодиловой Елены Альбертовны, заведующей) представила «Систему работы по воспитанию у детей дошкольного возраста книжной культуры», рассказала про использование технологии «Сторисек». Работа серьезная, глубокая.

Лесникова Наталья Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка» г. Междуреченск, представила проект «Детская библиотека в ДОУ». Понравилось повествование про буккроссинг, про саму библиотеку.
В работе Ахметгалиевой Альбины Ахнафовны, педагога – библиотекаря МБОУ «СОШ №7» г. Азнакаево, представлены фотографии учащихся школы, которые являются активными читателями школьной библиотеки, и их родителей. Каждое фото сопровождается описанием запечатленного момента. Фотографии прекрасные. Описания – тоже.
Сергеева Анна Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8» г. Владимира, утверждает, что читать модно и представляет нестандартные формы организации внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся к чтению книг. Интересные формы работы, занятно представлены.

Смелова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 22» г. Череповца, предлагает конспект урока литературы в 8-9 классах по рассказу Александры Зайцевой «Далёкие долгие сумерки». Интересный урок по рассказу современной писательницы.
Очень интересные, оригинальные, какие-то особо добрые и мягкие подходы к воспитанию юных читателей представили педагоги Центра поддержки семейного образования «Другая школа» г. Новокузнецка. Асанова Диана Викторовна, куратор проекта «Продленка», представила проект «Теплые чтения» — это когда каждый желающий родитель может прочитать свою любимую книгу детства или любимую книгу их семьи для ребят школы. Очень интересный опыт! А Михайленко Татьяна Александровна, учитель начальных классов, описала проект «Вовлекающее чтение» в первом-втором классе: просто и мило!

Изучая присланные руководителями детским чтением работы, жюри обратило внимание на то, какие новые формы работы предлагают учителя и библиотекари, как неравнодушно относятся к делу воспитания юных читателей. При оценке же работ главными критериями были наличие оригинальности и творческого подхода к воспитанию читающих детей.
Конкурс завершен, и нам, как и в прошлом году, приятно осознавать, что в нашей стране есть читающие дети, есть взрослые, которые тоже любят чтение и ведут большую работу по продвижению чтения в детской среде.
Хочется особо отметить всех руководителей конкурсных работ школьников, людей неравнодушных, очень образованных, интересных.
Нельзя особо не сказать о родителях, которые помогают детям готовить конкурсные работы. Мы с особой благодарностью относимся к советам и предложениям родителей, к их участию в проектах школьников.
В рамках этой заметки мы не можем рассказать обо всех конкурсных работах, но мы хотим отметить тот факт, что почти каждый ребенок – участник конкурса - проявил свой талант читателя в конкурсной работе, продемонстрировал самостоятельность мышления и оригинальность рассказа о своей читательской биографии, о читающей семье или любимой книге.
Очень ждем встречи с юными читателями в следующем году!

Татьяна Анатольевна Налимова, организатор Конкурса 

НОМИНАЦИИ 2023


Контакты оргкомитета: 654027, г. Новокузнецк, проспект Пионерский, 13, каб. 308. Факультет психологии и педагогики. 
✉ timno2012@mail.ru 

© 2023 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет».  654041, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 23

Использование материалов сайта в коммерческих целях без согласия КГПИ КемГУ запрещено.